МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ
«ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ И ОБЩЕСТВО: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»
Ноябрь 26 - 28, 2012, г. Красноярск, КГПУ им. В.П.Астафьева
ru | en

Педагогическая поэма Марии Шиловой
Педагогическая поэма Марии Шиловой

«Какая это мука мученическая - педагогика», - сказал как-то в сердцах на науку своей жизни один маститый московский профессор, автор модной образовательной методики. «Мученье в смысле постоянного поиска, неудовлетворенности результатами - да. Но все искупает великая радость, когда человеческая душа раскрылась, и человек состоялся как личность», - при знакомстве горячо дополнила слова коллеги, процитированные мной, Мария Ивановна ШИЛОВА, одна из самых авторитетных ученых-педагогов края, член-корреспондент Российской академии образования.

 

Ей отдано педагогике полвека, почти столько же - преподаванию в педагогическом университете, за вычетом лишь шести лет работы в сельских школах. Но ни стаж, ни регалии, способные, казалось бы, размягчить до состояния безмятежности, не загасили в ней огня творчества и сопереживания. Изречение «посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу» - ее кредо как педагога.

Утверждению хороших поступков как начала судьбы, нравственного воспитания как основы положительной социальной перспективы она посвятила большую часть своей научно-педагогической деятельности.

О душе ребенка она говорит и тревожится всегда. Помню, как однажды она, что называется, на лопатки положила одного из нынешних многочисленных создателей модных умозрительных методик: «Без утверждения нравственных начал, без «человеческого» мы ничего не сделаем в образовании, какой бы век ни стоял на дворе! Педагогика, нацеленная только на приобретение знаний, никогда не обеспечит воспитания нравственно здоровых поколений, не сделает детей счастливыми! Победы случаются лишь от содружества ученика и учителя, от заинтересованности последнего в ученических успехах».

Эта горячая заинтересованность присуща профессору Шиловой в полной мере. Как говорят о ней коллеги и ученики, а это и школьные учителя, и студенты, и аспиранты, и кандидаты наук, у Марии Ивановны редкий дар открывать людей и радоваться чужим успехам больше, чем своим. Для нее же состояние соучастия и подвижничества естественно.

Мне повезло изначально, я выросла в прекрасной семье и была просто обласкана любовью родителей и трех старших братьев. Нас воспитывали добром и трудом. И это, думается, один из лучших способов воспитания. Вообще, я считаю, надо почаще и побольше обращаться к народной и родительской педагогике, к веками сложившимся традициям воспитания. Я, например, в своей профессии многое почерпнула от своих родителей, мудрых воспитателей, в то же время и понятия не имевших о педагогике и психологии. В военное и послевоенное время жить было очень тяжело, но уныния в нашей семье не было никогда. Отношение к жизни было веселым. И это, я считаю, кроме того, что помогает выжить, нацеливает детей на жизненную успешность. Помню, как однажды братья наваживали сено на сеновал. Намахались за день вилами, устали, а увидели, что сосед в одиночку тоже с сеном старается и дождь начинается, тут же весело, с прибаутками, песнями опять за вилы - и на помощь. А потом помылись, переоделись и в клуб на танцы. И все как-то легко, весело. Эта добрая расположенность к людям, трудолюбие помогли и в жизни всем им состояться. Ведь в нашей семье не только я стала профессором. Брат Владимир тоже был заведующим кафедрой, доцентом технического университета. Григорий стал геологом, лауреатом Государственной премии, членом комиссии ЮНЕСКО, руководителем крупного треста в Иркутске. Вообще от установки на познание, на работу состоялось успешное продвижение по жизни многих людей, вышедших из не очень образованных и состоятельных семей.

Удачей, определившей счастливый творческий и жизненный путь, считает Мария Ивановна и свою учебу в Дзержинской средней школе, где довелось встретить чутких педагогов, прекрасных учителей. Пророческими, смеется она, вспоминая, были слова одной учительницы из эвакуированных преподавателей Ивановского пединститута: «Указала на меня, как говорится, перстом своим и почему-то строго так сказала: «Вот сидит непременно учительница!» И что там было учительского в девочке с косами?..» К будущей работе педагога готовило все - и вожатская работа, и театральные представления, гремевшие тогда на все Дзержинское, в которых Маша Рубанова принимала самое активное участие, и, конечно, отличная учеба. Так что поступление на исторический факультет Красноярского пединститута было закономерно.

В институте новая удача - встреча с людьми, оставившими яркий след в жизни, Ольгой Ивановной Рута и Татьяной Михайловной Сиротенко. Под их руководством и были написаны первые рефераты и курсовые. За одну из них, посвященную воспитанию коллективизма, наградили поездкой в Ленинград. Но главной наградой и по прошествии многих лет Мария Ивановна считает то, что дорогие ей преподаватели приобщили ее к исследованиям, зажгли интересом, ввели в захватывающий мир педагогического поиска.

Со студенчества стилем Марии Ивановны Шиловой стало сопереживание каждому ребенку, осторожное отношение к детской душе и в то же время твердое приобщение к хорошим поступкам и помыслам. Она всегда все делала для того, чтобы отстоять какого-нибудь шпаненыша, заставить его поверить в себя. И хоть не столь продолжительной была работа в школе, душевных «крестников» у нее немало.

Конечно, все было непросто. Как, наверное, у всех молодых учителей, начинающих с сельской школы. Тем более в пятидесятые, когда бытовых проблем было полно. Да и в красноярский период, который начался с комнатенки в коммуналке с «плачущими» окнами. Но во всех житейских неурядицах их семью выручал оптимизм, увлеченность работой, наукой, бережное отношение друг к другу.

А первые годы учительства Марии Ивановны прошли в родном селе Дзержинском. Там она и познакомилась с секретарем райкома комсомола  Николаем Шиловым. Рассерженная на какой-то райкомовский промах в организации соревнований, горячо высказала свое педагогическое неудовольствие. Николай Степанович внимательно ее выслушал и... вскоре сделал предложение. Семье пришлось переезжать в село Талое Емельяновского района, куда муж был направлен директором школы. Мария Ивановна работала учителем истории и воспитателем пришкольного интерната. Но «просто» работать ей не удавалось никогда. И здесь она не упускала педагогических наблюдений, помогала ребенку раскрыться, полюбить учение. С каждым умудрялась хоть понемногу заниматься, упорно вела к хорошему результату. Добротой и терпением смогла добиться небывалого - ребятишки полюбили делать уроки! Да так увлеклись этим, что в интернат стали проситься и те, кто жил дома. Много позже появилась в отечественной педагогике теория оптимизации Бабанского. А тогда молодая учительница подошла к этому интуитивно, почувствовав, что только через радость открытия и преодоления возможен успех в учебе. И - через содружество учителя и ученика!

Меж тем слух о довольно неординарном явлении дошел до Районо, и там были рады представить «это» большой комиссии из Красноярска, в составе которой была и Ольга Ивановна Рута.

Я никогда не забуду момент ее появления в нашем домике. Помню, держу я сынишку на руках, кормлю его, и вдруг входит Ольга Ивановна. А она была царственно красивой, утонченной и интеллигентной. И было чем-то немыслимым видеть ее на пороге деревенского дома. И уж тем более услышать ее приглашение в аспирантуру. «Я вас жду»,- сказала, уходя. Дверь за ней закрылась, а я прорыдала до вечера. Хочу учиться! И не могу! Ребенок маленький, в Красноярске же ни кола ни двора... Что ж, проплакалась и тут же начала заниматься немецким. Карточки со словами в каждом кармане держала. Меж дел домашних и готовилась. Уверена, цели нужно добиваться, а не плакаться на обстоятельства.

Потом и муж стал аспирантом, кандидатом, доктором исторических наук. Так по жизни и шли - от защиты к защите. Позже, к взятию научных высот подключилась вся семья. Бытует выражение: «Семья Шиловых - малая академия наук». Шилов Николай Степанович - доктор исторических наук, профессор. Сын Сергей - доктор медицинских наук, профессор. Невестка Ольга - кандидат медицинских наук. Дочь Ольга - кандидат психологических наук. Внучка Анна - кандидат медицинских наук. Научный темперамент Шиловой не дает расслабляться и краевой педагогической общественности. Конференциями, изданием сборников, учебников, публикациями она постоянно закручивает вихрь поиска. Ею опубликовано более 150 научных работ, подготовлено 55 кандидатов и 4 доктора педагогических наук.

«В последние годы педагогика претерпела серьезные изменения. И, по сути, сейчас рождается ее новый образ. Я верю, что будет обобщен опыт коллектива КГПУ им. В.П. Астатфьева по решению задач социализации воспитания детей и молодежи в современных условиях».

На данный момент уже опубликовано четыре тома коллективной монографии «Сибирский характер как ценность» под общей редакцией М.И. Шиловой. Планируется проведение круглого стола по проблеме взаимодействия школы, семьи, социума и церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи на селе на базе Тальской средней школы, где начиналась её педагогическая и научная деятельность.Это социально-значимое в «муке мученической» и утверждает прекрасный человек, учитель и учёный с каждым днём своей неустанной творческой работы.

Татьяна АЛЕКСЕЕВИЧ.

Фото Валерия ЗАБОЛОТСКОГО.

 
 

Видеообращение

Ольга Карлова

и.о. ректора КГПУ
им. В.П.Астафьева

профессор, доктор философских наук

No tweets found

Facebook

Поиск

2012. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева.
Разработка КГПУ :: Скотников Леонид
Дизайн сайта :: Slawin ©