«Какая это мука мученическая - педагогика», - сказал как-то в сердцах на науку своей жизни один маститый московский профессор, автор модной образовательной методики. «Мученье в смысле постоянного поиска, неудовлетворенности результатами - да. Но все искупает великая радость, когда человеческая душа раскрылась, и человек состоялся как личность», - при знакомстве горячо дополнила слова коллеги, процитированные мной, Мария Ивановна ШИЛОВА, одна из самых авторитетных ученых-педагогов края, член-корреспондент Российской академии образования.
Ей отдано педагогике полвека, почти столько же - преподаванию в педагогическом университете, за вычетом лишь шести лет работы в сельских школах. Но ни стаж, ни регалии, способные, казалось бы, размягчить до состояния безмятежности, не загасили в ней огня творчества и сопереживания. Изречение «посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу» - ее кредо как педагога.
Утверждению хороших поступков как начала судьбы, нравственного воспитания как основы положительной социальной перспективы она посвятила большую часть своей научно-педагогической деятельности.
О душе ребенка она говорит и тревожится всегда. Помню, как однажды она, что называется, на лопатки положила одного из нынешних многочисленных создателей модных умозрительных методик: «Без утверждения нравственных начал, без «человеческого» мы ничего не сделаем в образовании, какой бы век ни стоял на дворе! Педагогика, нацеленная только на приобретение знаний, никогда не обеспечит воспитания нравственно здоровых поколений, не сделает детей счастливыми! Победы случаются лишь от содружества ученика и учителя, от заинтересованности последнего в ученических успехах».
Эта горячая заинтересованность присуща профессору Шиловой в полной мере. Как говорят о ней коллеги и ученики, а это и школьные учителя, и студенты, и аспиранты, и кандидаты наук, у Марии Ивановны редкий дар открывать людей и радоваться чужим успехам больше, чем своим. Для нее же состояние соучастия и подвижничества естественно.
Мне повезло изначально, я выросла в прекрасной семье и была просто обласкана любовью родителей и трех старших братьев. Нас воспитывали добром и трудом. И это, думается, один из лучших способов воспитания. Вообще, я считаю, надо почаще и побольше обращаться к народной и родительской педагогике, к веками сложившимся традициям воспитания. Я, например, в своей профессии многое почерпнула от своих родителей, мудрых воспитателей, в то же время и понятия не имевших о педагогике и психологии. В военное и послевоенное время жить было очень тяжело, но уныния в нашей семье не было никогда. Отношение к жизни было веселым. И это, я считаю, кроме того, что помогает выжить, нацеливает детей на жизненную успешность. Помню, как однажды братья наваживали сено на сеновал. Намахались за день вилами, устали, а увидели, что сосед в одиночку тоже с сеном старается и дождь начинается, тут же весело, с прибаутками, песнями опять за вилы - и на помощь. А потом помылись, переоделись и в клуб на танцы. И все как-то легко, весело. Эта добрая расположенность к людям, трудолюбие помогли и в жизни всем им состояться. Ведь в нашей семье не только я стала профессором. Брат Владимир тоже был заведующим кафедрой, доцентом технического университета. Григорий стал геологом, лауреатом Государственной премии, членом комиссии ЮНЕСКО, руководителем крупного треста в Иркутске. Вообще от установки на познание, на работу состоялось успешное продвижение по жизни многих людей, вышедших из не очень образованных и состоятельных семей.
Удачей, определившей счастливый творческий и жизненный путь, считает Мария Ивановна и свою учебу в Дзержинской средней школе, где довелось встретить чутких педагогов, прекрасных учителей. Пророческими, смеется она, вспоминая, были слова одной учительницы из эвакуированных преподавателей Ивановского пединститута: «Указала на меня, как говорится, перстом своим и почему-то строго так сказала: «Вот сидит непременно учительница!» И что там было учительского в девочке с косами?..» К будущей работе педагога готовило все - и вожатская работа, и театральные представления, гремевшие тогда на все Дзержинское, в которых Маша Рубанова принимала самое активное участие, и, конечно, отличная учеба. Так что поступление на исторический факультет Красноярского пединститута было закономерно.
В институте новая удача - встреча с людьми, оставившими яркий след в жизни, Ольгой Ивановной Рута и Татьяной Михайловной Сиротенко. Под их руководством и были написаны первые рефераты и курсовые. За одну из них, посвященную воспитанию коллективизма, наградили поездкой в Ленинград. Но главной наградой и по прошествии многих лет Мария Ивановна считает то, что дорогие ей преподаватели приобщили ее к исследованиям, зажгли интересом, ввели в захватывающий мир педагогического поиска.
Со студенчества стилем Марии Ивановны Шиловой стало сопереживание каждому ребенку, осторожное отношение к детской душе и в то же время твердое приобщение к хорошим поступкам и помыслам. Она всегда все делала для того, чтобы отстоять какого-нибудь шпаненыша, заставить его поверить в себя. И хоть не столь продолжительной была работа в школе, душевных «крестников» у нее немало.
Конечно, все было непросто. Как, наверное, у всех молодых учителей, начинающих с сельской школы. Тем более в пятидесятые, когда бытовых проблем было полно. Да и в красноярский период, который начался с комнатенки в коммуналке с «плачущими» окнами. Но во всех житейских неурядицах их семью выручал оптимизм, увлеченность работой, наукой, бережное отношение друг к другу.
А первые годы учительства Марии Ивановны прошли в родном селе Дзержинском. Там она и познакомилась с секретарем райкома комсомола Николаем Шиловым. Рассерженная на какой-то райкомовский промах в организации соревнований, горячо высказала свое педагогическое неудовольствие. Николай Степанович внимательно ее выслушал и... вскоре сделал предложение. Семье пришлось переезжать в село Талое Емельяновского района, куда муж был направлен директором школы. Мария Ивановна работала учителем истории и воспитателем пришкольного интерната. Но «просто» работать ей не удавалось никогда. И здесь она не упускала педагогических наблюдений, помогала ребенку раскрыться, полюбить учение. С каждым умудрялась хоть понемногу заниматься, упорно вела к хорошему результату. Добротой и терпением смогла добиться небывалого - ребятишки полюбили делать уроки! Да так увлеклись этим, что в интернат стали проситься и те, кто жил дома. Много позже появилась в отечественной педагогике теория оптимизации Бабанского. А тогда молодая учительница подошла к этому интуитивно, почувствовав, что только через радость открытия и преодоления возможен успех в учебе. И - через содружество учителя и ученика!
Меж тем слух о довольно неординарном явлении дошел до Районо, и там были рады представить «это» большой комиссии из Красноярска, в составе которой была и Ольга Ивановна Рута.
Я никогда не забуду момент ее появления в нашем домике. Помню, держу я сынишку на руках, кормлю его, и вдруг входит Ольга Ивановна. А она была царственно красивой, утонченной и интеллигентной. И было чем-то немыслимым видеть ее на пороге деревенского дома. И уж тем более услышать ее приглашение в аспирантуру. «Я вас жду»,- сказала, уходя. Дверь за ней закрылась, а я прорыдала до вечера. Хочу учиться! И не могу! Ребенок маленький, в Красноярске же ни кола ни двора... Что ж, проплакалась и тут же начала заниматься немецким. Карточки со словами в каждом кармане держала. Меж дел домашних и готовилась. Уверена, цели нужно добиваться, а не плакаться на обстоятельства.
Потом и муж стал аспирантом, кандидатом, доктором исторических наук. Так по жизни и шли - от защиты к защите. Позже, к взятию научных высот подключилась вся семья. Бытует выражение: «Семья Шиловых - малая академия наук». Шилов Николай Степанович - доктор исторических наук, профессор. Сын Сергей - доктор медицинских наук, профессор. Невестка Ольга - кандидат медицинских наук. Дочь Ольга - кандидат психологических наук. Внучка Анна - кандидат медицинских наук. Научный темперамент Шиловой не дает расслабляться и краевой педагогической общественности. Конференциями, изданием сборников, учебников, публикациями она постоянно закручивает вихрь поиска. Ею опубликовано более 150 научных работ, подготовлено 55 кандидатов и 4 доктора педагогических наук.
«В последние годы педагогика претерпела серьезные изменения. И, по сути, сейчас рождается ее новый образ. Я верю, что будет обобщен опыт коллектива КГПУ им. В.П. Астатфьева по решению задач социализации воспитания детей и молодежи в современных условиях».
На данный момент уже опубликовано четыре тома коллективной монографии «Сибирский характер как ценность» под общей редакцией М.И. Шиловой. Планируется проведение круглого стола по проблеме взаимодействия школы, семьи, социума и церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи на селе на базе Тальской средней школы, где начиналась её педагогическая и научная деятельность.Это социально-значимое в «муке мученической» и утверждает прекрасный человек, учитель и учёный с каждым днём своей неустанной творческой работы.
Татьяна АЛЕКСЕЕВИЧ.
Фото Валерия ЗАБОЛОТСКОГО. |