МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ
«ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ И ОБЩЕСТВО: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»
Ноябрь 26 - 28, 2012, г. Красноярск, КГПУ им. В.П.Астафьева
ru | en

Когда дрожит земля...
Когда дрожит земля...

Землетрясения. Что мы, красноярцы, знаем об этом? У каждого из нас, наверное, хоть раз звенели тарелки на кухне, ходила ходуном люстра или падали со стоек цветочные горшки. И всё же, сам этот катаклизм для нас представляет собой нечто экзотическое.

Но для жителей Японии это, увы, обыденность и суровая реальность. Толчки случаются на островах с пугающей регулярностью и время от времени просто поражают воображение своей силой и последующими разрушениями. Острова окружены водой, так что сильное землетрясение почти наверняка вызовет цунами. Издревле известно об огромных волнах, регулярно опустошающих прибрежные районы региона Тохоку.

Но то, что произошло 11 марта 2011 года в 14:46 по местному времени, вскоре назвали «Хигаси Нихон дайсинсай», что означает «Великое восточно-японское землетрясение». Эпицентр землетрясения был определён в точке с координатами 38,322° с. ш. 142,369° в. д. восточнее острова Хонсю, в 130 км к востоку от города Сендай и в 373 км к северо-востоку от Токио. Гипоцентр наиболее разрушительного подземного толчка (произошедшего в 05:46:23 UTC) находился на глубине 32 км ниже уровня моря в Тихом океане. Это сильнейшее землетрясение в известной истории Японии и седьмое по силе за всю историю сейсмических наблюдений в мире.

Предупреждение о цунами, выданное Японским метеорологическим агентством, было самым серьёзным по его шкале опасности: оно оценивалось как «крупное» (Major tsunami), высотой не менее 3 м. Реальная высота была различной. Максимальная наблюдалась в префектуре Мияги и достигала 40,5 м.

Официальное число погибших в результате землетрясения и цунами в 12 префектурах Японии составляет 15 870 человек, 2846 человек числятся пропавшими без вести в 6 префектурах, 6110 человек ранены в 20 префектурах.

Прошло совсем немного времени. И теперь можно утверждать, что японский народ с честью перенес это испытание. Согласованность действий правительства, самоотверженность добровольцев, помощь множества государств и международных организаций, высочайшее технологическое обеспечение – всё это помогло японцам устоять и немедленно приступить к восстановлению региона после всех бедствий: землетрясения, цунами и страшного последствия катаклизма – аварии на АЭС Фукусима–1.

В рамках Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» с открытой лекцией Красноярск посетил почтенный гость, профессор Кадзивара из университета Фукуси, побратима нашего КГПУ. В конференц-зале главного корпуса он на хорошем английском и при участии переводчика поведал слушателям, чем для него стал день катастрофы.

В своем вступительном слове Кадзивара-сан отметил важность образования перед лицом природных и техногенных угроз, поведал нам о системах оповещения японцев перед надвигающимися катаклизмами. Однако, по его словам, ещё многое не сделано в смысле практической подготовки детей и взрослых. Профессор отметил, что во время такой катастрофы каждый сам за себя. И дошкольник, и пенсионер должны уметь выживать независимо. Было множество случаев, когда из-за самовольной реэвакуации населения гибли целые семьи. Сын возвращался за отцом, дед за внуком.  Необходимо совершенствовать программы, обучающие поведению во время землетрясения, наводнения и прочих угроз, ориентированные на разные возраста.

Высказав свою озабоченность подготовленностью населения, профессор рассказал о том, чему был очевидцем. Во время землетрясения он находился в городе Сендай, это 350 км. от Токио и 90 км. от печально известной АЭС.

Он был дома. Внезапно заработало радио, люди получили смс-сообщение с предупреждением. Было 2 сильных толчка в течение 3-х минут. Небольшие деревянные постройки ходили ходуном, в доме же профессора рухнула только книжная полка. Но примерно через 30 минут ударили первые волны цунами. Многие люди сразу покинули здания и устремились к возвышенностям, но большинство пожилых людей остались дома, не спеша никуда выходить: кто-то просто не мог передвигаться, кто-то рассчитывал на водозащитные стены, окружающие город. Впоследствии оказалось, что свыше 65 % погибших были старше 60 лет.

Сендай стал эпицентром цунами. Перевернутые автомобили, спутанные сети проводов, рыболовные сети на деревьях и катера на улицах. Затопление в среднем составляло 10–20 метров. Были, разумеется, низины, на 40 метров ушедшие под воду.

В срочном порядке были созданы центры по оказанию помощи беженцам, но не все могли до них добраться. Ни пропитания, ни мобильной связи, а вокруг – хаос. И ты не знаешь, сколько это продлится... день, неделю? Ты не знаешь, где твои друзья, родные, и живы ли они.

Кадзивара-сан привез много наглядного материала. На фотографиях лица его детей, друзей, за день до эвакуации. Карты затопления, статистические данные. Запомнилась фотография его друга Алексея, спортсмена из России, что построил дом на самом берегу. Он потерял всё. Как и тысячи японских граждан.

После аварии на АЭС вокруг Фукусимы образовалась 20-ти километровая зона эвакуации, где уровень радиации превышает безопасный для человека в тысячи раз. Сам профессор считает эту зону, 20 км, слишком незначительной, и опасается за здоровье граждан.

Впрочем нельзя не заметить, что Наото Канн и японское правительство повели себя несоизмеримо порядочнее, чем руководство СССР и США в аналогичных ситуациях. Информационной блокады и попыток сокрытия катастрофы ценой жизни людей не было.

«Мне 60 лет. И я смотрю с надеждой на свою жизнь, на жизнь своих близких. Я смотрю с надеждой на Японию. И буду работать над укреплением связей между нашими странами. Сделаю для этого всё, что потребуется. Ещё раз благодарю ректора Карлову и профессора Дроздова. Приезжайте в Японию, мы будем рады гостям из России», – так профессор Кадзивара завершил свою лекцию.

Пришло время вопросов из зала. Первый звучал так: «Красноярский край – уже признанная зона сейсмической активности. Толчки в будущем начнут усиливаться. Как вы относитесь к обмену опытом, к сотрудничеству в вопросах обеспечения безопасности, а при необходимости, реабилитации населения, включая социальную, медицинскую психологическую?» Профессор кратко выразил согласие, признав это направление сотрудничества важным и перспективным.

На вопрос «С какого возраста вы начинаете учить детей выживать?» профессор Кадзивара ответил: «С первого класса».

«Но это нужно делать раньше. Мы разработаем программу. Но немаловажно учить и взрослых, как показал этот трагический опыт. Большинство погибших – пожилые люди», – сказал профессор Кадзивара.

Так завершилась встреча с профессором университета Фукуси господином Кадзиварой. Разговор оставил не только множество эмоций, но и огромное желание превратить эмоции в действия. Пример японского народа вдохновляет нас.

 

Дарья СВИРИНА

 
 

Видеообращение

Ольга Карлова

и.о. ректора КГПУ
им. В.П.Астафьева

профессор, доктор философских наук

No tweets found

Facebook

Поиск

2012. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева.
Разработка КГПУ :: Скотников Леонид
Дизайн сайта :: Slawin ©